Белорецкая компьютерная школа 
филиал ЧОУ "Уральский РЭК" 
Настоящий сайт не является официальным  сайтом организации  

Страница учителей математики

ЧОУ Уральский региональный экспериментальный учебно-научный комплекс

Белорецкая средняя общеобразовательная компьютерная школа

Тел. (34792) 2-38-32, 2-38-29

453501, г. Белорецк, ул. К. Маркса, 120 E-mail: bcsurec@mail.ru

C~000011.JPG

Изменения, происходящие в стране, привели к тому, что стандартные школы не могли удовлетворять всех, кто заинтересован в успехах учеников - родителей, педагогов, самих школьников. Это привело к тому, что в стране начали появляться новые школы, реализующие авторские образовательные программы. В Белорецке в 1990 году начала работать Белорецкая компьютерная школа. Так как школа только открывалась, то появилась уникальная возможность – создать коллектив единомышленников, состоящих из творческих людей, имеющих специальное образование и любящих свою профессию. Опираясь на это, были разработаны Устав школы и ее Концепция. Школа получила название Белорецкая компьютерная школа. Выбор названия был обусловлен стремлением организаторов, создать современную школу, где каждый ученик и учитель имел бы возможность овладеть компьютерной техникой и использовать ее в учебной и профессиональной деятельности.

Старшее звено школы формировалось как школа с углубленным изучением математики, физики, информатики и английского языка. Кроме того, во всех классах с первого по одиннадцатый были введены уроки и факультативные занятия по психологии.

Забота о здоровье детей, желание обеспечить им всестороннее развитие и приобщение к здоровому образу жизни привели к тому, что в расписании учебных занятий появились ежедневные занятия физкультурой для учащихся с первого по восьмой класс, а для учеников старших классов открыты бесплатные спортивные секции по интересам.

В летнее время ежегодно проводились летние предметные школы: математическая, физико – компьютерная, английского языка. Для приобщения ребят к исследовательской деятельности и расширения их общения со сверстниками из других регионов на базе БКШ периодически организовывались научные конференции, зональные олимпиады по математике и физике, Республиканские и Всероссийские турниры по информатике.

Все это привело к исключительно высоким результатам в достижении поставленных целей. Результаты деятельности школы получили широкую известность не только в России, но и за рубежом, что выразилось в присуждении БКШ высшего гранта фонда «Культурная инициатива» как одной из десяти школ в области гуманитарного образования и гранта Американского математического общества, как одной из десяти лучших школ России в области математического образования, а так же присуждения грантов Сороса пяти учителям школы.

Выпускники БКШ становятся, как правило, студентами крупнейших вузов Республики Башкортостан и Российской Федерации. Деятельность школы по воспитанию и обучению учащихся получила высокую оценку Правительства Республики Бакшкортостан, а также руководителей многих крупнейших вузов страны.

Направления развития школы в настоящее время.

Прошедшие тринадцать лет коренным образом вновь изменили жизнь общества, инфраструктуру, появились новые информационные технологии, проявился феномен глобализации экономических, производственных, экологических, социальных процессов, изменилось отношение общества к образованию.

Произошедшие изменения вызвали необходимость разработки новой концепции деятельности Белорецкой компьютерной школы.

Основные направления образовательно-воспитательной деятельности БКШ на период с 2008-2013 годы.

Основной задачей в области образования и воспитания школьников, школа признает воспитание ГРАЖДАНИНА БАШКОРТОСТАНА, ГРАЖДАНИНА РОССИИ и ГРАЖДАНИНА МИРА. Под этим понимается прежде всего:

а) формирование правосознания и уважения к закону;

б) воспитание патриотизма, понимаемого как ответственность за сохранение и приумножение национальной, отечественной и мировой культуры.

в) развитие стремления достижения профессионализма в любой сфере деятельности.

Следуя рекомендациям Совета Европы, а также опираясь на пройденный путь и новые тенденции в образовании, в основы деятельности БКШ закладывается следующая модель «идеального» выпускника школы. Выпускник школы должен быть готовым

ИЗУЧАТЬ:

- собственный и чужой опыт и извлекать пользу из них;

- свои приемы обучения, систематизировать и организовывать их;

- методы постановки и решения проблем;

- методы самоорганизации и самообразования.

ИСКАТЬ:

- необходимую информацию в различных базах данных;

- требуемую информацию, опрашивая окружающих(товарищей, учителей, специалистов);

- ответы на трудные вопросы у экспертов;

- приемы и методы классификации информации.

ДУМАТЬ:

- над взаимосвязями прошлых и настоящих событий:

- о реальных результатах тех или иных аспектов развития общества:

- как противостоять своей неуверенности и жизненной сложности:

- как занимать позицию в дискуссиях и высказывать свое собственное мнение:

- о важности политических и экономических процессов, в окружении которых проходит обучение и работа:

- как оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой:

- над оценкой произведений искусства и литературы.

СОТРУДНИЧАТЬ:

- уметь сотрудничать и работать в группах;

- принимать решения;

- улаживать разногласия и конфликты;

- уметь договариваться;

- уметь разрабатывать и выполнять договора.

ПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛО:

- включаться в разработку и выполнение проекта;

- ответственно относится к порученному делу;

- войти в группу или коллектив и внести свой вклад в общее дело;

- проявить солидарность;

- корректировать свою работу в соответствии с достигнутыми результатами.

АДАПТИРОВАТЬСЯ:

- уметь использовать новые информационные технологии, средства коммуникации;

- уметь использовать модели и приборы;

- вырабатывать в себе гибкость перед лицом быстрых изменений;

- вырабатывать в себе стойкость перед возникшими трудностями;

- вырабатывать способность к поиску новых решений.

ОЦЕНИВАТЬ:

- результаты своей деятельности и деятельности партнеров:

- затраченные при этом материальные и моральные и временные ресурсы;

- возникшие трудности и пути их преодоления;

- новые собственные ресурсы (знания, умения), появившиеся в результате выполненной работы;

- какие новые задачи могут быть поставлены в результате всей выполненной работы.

Создание информационно–образовательной среды школы

Для достижения более ответственного и сознательного отношения учащихся к учению, к формированию учебных планов и программ, обеспечивающих решение задач, стоящих перед школой, к приобщению школьников к творческой деятельности, большое значение имеет информационно – образовательная среда. Составными частями этой среды служат:

1. Информационные материалы на традиционном бумажном носителе: учебники и учебные пособия, словари и справочники, энциклопедии, журналы и газеты, различные методические пособия, карты и атласы, произведения художественной литературы и т. д.

Весь набор этой печатной продукции обычно называют библиотекой школы.

2. Информационные материалы на магнитном носителе - видеоматериалы по различным темам школьной программы, а также расширяющие кругозор школьников: видеоматериалы музеев мира, о тайнах живой природы, истории войн и развития цивилизаций, экранизации классических произведений художественной литературы, записи лучших исполнителей музыкальных произведений, коллекции лучших произведений мирового кино, демонстрации сложных физических и химических опытов, рассказы и показы по истории различных наук.

Эту часть обычно называют видеотекой школы.

3. Музыкальные произведения классической м современной музыки, джазовые композиции, танцевальные мелодии, записи народной музыки, популярные песни, музыка из кинофильмов, размещенные на аудиокассетах и компакт-дисках.

Эту часть информационно–образовательной среды обычно называют аудиотекой школы.

4. Информационные материалы, созданные с помощью компьютера и хранящиеся на электронных носителях.

Эту часть образовательной среды назовем мультимедийной средой.

Для развития информационно-образовательной среды необходимо согласованное развитие всех вышеперечисленных ее частей. Вполне возможно, что одним из отличий современной школы и является существование в ней всех четырех библиотек. Естественно, что в этих условиях необходима большая работа не только по созданию самих библиотек, но и систематическая работа по приобщению школьников и педагогов к работе в них.

Более подробно остановимся на использовании компьютеров в создании пакетов программных средств. К этому обязывает не только название Белорецкая компьютерная школа, но и требования времени и тенденция использования компьютерных технологий в мире. Для этого в БКШ имеются высококлассные специалисты и созданы прекрасные технические условия.

Эта часть образовательной среды предназначена для решения таких задач:

- создание информационных и экспертных систем, электронных учебников;

- разработка и использование ЭВМ для прослеживания развития школьников;

- включение школьников в творчество.

Опираясь на результаты современных исследований, в этой части информационно – образовательной среды должны быть представлены:

- электронные учебники, в которых имеются различные варианты изложения одних и тех же тем школьной программы и разработанные с опорой на разные педагогические технологии;

- базы данных, содержащих разработки основных элементов теоретического текста и ключевых задач;

- дополнительный материал по теме;

- экспертные и информационные системы, предназначенные не только для оказания помощи ученикам, но и диагностики мх затруднений и прослеживания развития;

- средства личного мониторинга, позволяющему школьнику самостоятельно определить уровень своей подготовки и направление самостоятельной работы в том случае, если он его не удовлетворяет по тем или иным причинам;

- специальные развивающие тесты, главная задача которых не оценка и контроль (хотя эти задачи они также решают), а придание контролю развивающей функции за счет специальной технологии конструирования и использования средств, обеспечивающих развитие;

- базы данных, содержащих возможные проекты, в выполнение которых могут включиться школьники (индивидуально или вместе с партнерами, которых они себе выбирают) под руководством учителя, родителя, старшего школьника или выпускника школы;

- темы возможных самостоятельных исследований, которые могут выполнять школьники. Эти темы выбираются и формулируются таким образом, чтобы школьники могли их выбрать в соответствии со своими профессиональными планами и уровнем подготовки. Материалы исследований, выполненные учениками школы в предыдущие годы и заключения экспертов по тому, в каких направлениях можно вести исследования дальше;

- темы возможных разработок информационных средств, которые заказаны педагогами и администрацией школы, и которые желательно выполнить для совершенствования информационно – образовательной среды школы и учебно-воспитательного процесса школы;

- списки возможных конкурсов (разного уровня), в которых школьник может принять участие по своей инициативе, условия, формы заявки, сроки проведения и указания по тому, каким образом следует готовиться, у кого и когда можно получить помощь;

- базы данных, содержащих материалы заданий государственного тестирования и вступительных работ в разные вузы страны;

- специальные материалы, призванные помочь школьнику в подготовке к контрольной работе, к сдаче выпускных и вступительных экзаменов, к участию в конкурсах и олимпиадах и т. п.

Разработка средств этой среды проводится постепенно и является общим делом всего коллектива педагогов и учащихся.

Создание наиболее благоприятных условий работы учителя БКШ.

Хороший учитель – это, прежде всего интеллектуал, имеющий хорошее образование и воспитание, любящий детей, свою работу и находящий удовлетворение от успехов своих учеников. Настоящий учитель успехи своих учеников воспринимает как свои собственные. Такой учитель никогда не ставит себя выше или ниже ученика - они всегда рядом. Хороший учитель делает все возможное для развития способностей своего ученика, терпеливо повторяет изученное, предоставляет ученику возможность как можно чаще действовать самостоятельно. Привлекает старших учеников к работе с младшими, заботится о здоровье и питании учащихся, обладает хорошим и умеренным чувством юмора и развивает эти качества в детях.

В конце двадцатого века целью общего среднего образования провозглашено воспитание учащихся на идеалах гуманистической культуры, то есть:

- содействие достойному культурно и природосообразному проживанию школьного периода жизни:

- содействие полному раскрытию природного потенциала учащихся с учетом их особенностей, склонностей и способностей, особенно способности к свободной ориентации в современном мире и принятию самостоятельных решений;

- воспитание на образцах отечественной и мировой культуры.

Обеспечить выполнение этих исключительно сложных задач могут только высококлассные специалисты. В настоящее время в Белорецкой компьютерной школе сложился коллектив учителей и сотрудников, который в состоянии справиться с такими задачами. Однако все более и более остро проявляются противоречия между трудом, вкладываемым педагогами в воспитание и развитие школьников и реальной оплатой их труда со стороны государства. Одним из негативных проявлений этого противоречия является уход нескольких прекрасных специалистов из школы в сферу бизнеса и производства, где реальная оплата труда многократно превышает оплату учителя и директора школы.

В настоящее время учителю приходится работать в постоянно изменяющейся образовательной сфере. Это приводит к необходимости уделять особое внимание повышению квалификации педагогов школы. Причем это повышение квалификации сейчас может носить самый различный характер:

а) участие в курсах повышения квалификации, связанных с выездом в другие города или проводимые в Белорецке;

б) участие в курсах повышения квалификации на дистанционной основе с помощью электронных средств коммуникации;

в) стажировка в школах и вузах страны или за рубежом;

г) путем участия в научно – исследовательской работе на договорной основе;

д) путем участия в разработке проектов по заказу школы, других организаций или физических лиц и т. п.

Одна из новых задач, которая связана с существенным улучшением условий труда учителя – задача создания автоматизированного рабочего места учителя. Под этим подразумевается:

1. Оснащение рабочего места учителя компьютером с соответствующим программным обеспечением.

2. Средствами вывода информации на большой экран.

3. Оснащение рабочего места учителя видеомагнитофоном.

4. Офисной оргтехникой.

Учителю в БКШ представляются возможности стать автором программ, спецкурсов и учебных пособий, он может подготовить свои пакеты программных средств, вести исследовательскую работу по проблемам, которые его интересуют. При этом ему гарантируются авторские права и представляется помощь в издании творческих разработок и получении соответствующего гонорара.

Сотрудникам Белорецкой компьютерной школы представляется на льготных условиях возможность использовать спортивные сооружения (включая посещение бассейна, тренажерного зала и т. д.). В случае необходимости руководство школы использует возможности профсоюзной организации для лечения учителей и сотрудников школы в профилактории и санаториях.

Создание наиболее благоприятных условий обучения ученика БКШ.

Учиться в Белорецкой компьютерной школы с одной стороны интересно, престижно и в некотором смысле даже не трудно. Это объясняется тем, что в школе царит атмосфера сотрудничества, взаимопонимания и доброжелательности между учителями и учениками, все заинтересованы в успехах и оказывают помощь друг другу.

Однако, с другой стороны, учиться в БКШ очень трудно, поскольку высокий профессиональный уровень учителей приводит к большому объему информации, выдаваемый на уроке. К каждому такому уроку необходима подготовка, приходится систематически сдавать зачеты, выполнять тесты и контрольные работы, уровень которых довольно высок. Получается на каждом отдельном уроке как будто бы все понятно, но после шести – семи таких уроков наступает естественная усталость, появляются трудности в усвоении большого объема информации. Анализируя пройденный этап в работе школы, можно сформулировать следующий парадокс: Хорошо, когда в школе работает много первоклассных учителей, преподающих свои предметы добросовестным школьникам, но «очень плохо», что в расписании практически отсутствуют уроки, на которых ученики могли бы расслабиться, отдохнуть, переключиться.

Отсюда понятно, что для успешной учебы в БКШ и для сохранения физического и психического здоровья необходимо соблюдать определенные требования (правила) умственной деятельности и способы организации этой деятельности. Сформулировано три принципа изучения.

Первый принцип. Активное изучение. Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому. Понятно, что действовать постоянно, на каждом уроке в соответствии с этим принципом очень трудно и просто не реально, однако ученик должен стремиться максимально увеличивать количество ситуаций, где прежде чем обратиться за разъяснением к учителю следует задать вопрос, который «вертится на языке», себе самому и попытаться самостоятельно найти на него ответ. Необходимо помнить, что всякая работа, выполненная самостоятельно, во много раз более полезна для развития и запоминания, чем работа выполненная под руководством «няньки», которая всегда знает Что? Где? Зачем? Почему?

Второй принцип. Наилучший стимул. Самым хорошим стимулом для учения является интерес, Который вызывает у ученика изучаемый материал, а лучшей наградой за интенсивную умственную деятельность – наслаждение, доставляемое такой деятельностью. Если же у нас этого самого лучшего нет – ну что же - тогда это следует заменить чем-нибудь хорошим. Например, если изучаемый материал не вызывает большого интереса, то следует постараться уговорить себя в том, что наверное этот материал будет весьма полезен в дальнейшем, или его изучение позволит получить хорошую оценку, одобрение учителя, заслужить авторитет одноклассников.

Третий принцип. Последовательность фаз изучения. Можно по-разному толковать и расшифровывать этот принцип, но наиболее простым и ясным его выражением будет так называемый треугольник знаний: усвоить что-либо – это значит – понять, запомнить, применить. При этом следует всю жизнь учиться приемам понимания (восприятие, осмысление, сравнение, сопоставление, конкретизация и др.), приемам запоминания (классификация, систематизация, конспектирование, ведение собственного справочника, использовать ассоциации, аналогии и др.) и, наконец, способам применения (обобщение фактов, идей и методов, решение задач или проблем, составление задач и постановка проблем, построение контр примеров, разработка алгоритмов, использование в смежных областях, использовать в дискуссиях и передаче своего опыта другим).

Каждый ученик БКШ обладает весьма широкими правами, знает их и охотно пользуется ими. Прошедшие годы показали, что предоставление только одних прав ученику без предъявления ему определенных обязанностей часто приводят к конфликтным ситуациям, поэтому перечислим основные обязанности учащихся БКШ.

Ученик БКШ обязан:

1. Старательно и вдумчиво учиться, качественно овладевая знаниями, умениями и навыками.

2. Периодически проходить тестирование по всем предметам школьной программы, как с целью контроля знаний, так и с целью определения тех направлений, в которых он может достичь наибольших результатов.

3. Помогать младшим школьникам в усвоении программного материала (проводить консультации и принимать зачеты) и наоборот, обращаться с вопросами к старшим школьникам и сдавать им зачету по изученным темам, сдавать переводные экзамены каждый учебный год.

4. Быть доброжелательным со всеми учениками и сотрудниками школы.

5. Принимать участие во всех трудовых делах школы, вести здоровый образ жизни, заботиться об укреплении духа и тела, поддерживать своих одноклассников, одношкольников во время спортивных соревнований и принимать активное и созидательное участие во всех школьных мероприятиях.

6. Бережно относиться к школьному зданию, оборудованию, мебели, учебным пособиям и другим средствам обучения.

7. Включаться в научно-исследовательскую деятельность в группах или индивидуально, участвовать в работе выбранных спецкурсов и факультативов.

8. Стремиться оставить свой добрый след в истории школы – любые успехи школьника автоматически заносятся и сохраняются в истории школы. Хранение может быть реализовано как с помощью электронных средств, так и на стендах, в видеофильмах, в фотографиях, в сборниках творческих работ школьников.

9. После окончания школы информировать школу о результатах вступительных экзаменов, о трудностях, которые пришлось преодолевать и дальнейшем продвижении в учебе и работе, оказывать посильную школе.

Система образования БКШ:

Каждая подсистем будет описана по таким позициям:

- сбор и анализ информации о социальном заказе от родителей, школьников и педагогов. При этом необходимо изучить требования (ожидания, пожелания) родителей, программу развития образования Башкортостана и России, производства и т. д.;

- формулировка заказа. На основе анализа информации, собранной на предыдущем шаге и учетом реальных возможностей школы и формулируется заказ;

- определение приоритетных задач подсистемы, ориентированных на решение стратегической задачи школы;

- соотнесение задач подсистемы с имеющимися возможностями образовательной сферы Белорецка и ее корректировка;

- обоснование путей и разработка необходимых средств для преемственности;

выбор типа управления: ориентированного на процесс или результат.

Первая ступень среднего образования - начальная школа.

В начальной школе на первый план выдвинуты цели воспитания и развития личности ребенка на основе формирования его учебной деятельности. При этом не уменьшается внимание к усвоению младшими школьниками предметных знаний, умений, навыков (чтения, письма, счета).

Приоритетами младшего школьного возраста являются следующие: образовательный (обучение, приобщение ребенка к процессу осознанного усвоения определенной суммы знаний о человеке, природе и обществе); развивающий (формирование у него новообразований и такого наиважнейшего, как умение учиться); воспитательный (формирование у ребенка важнейших положительных личностных качеств и свойств характера, нравственности, мировоззрения и др.).

Особенности обучения в начальной школе состоят в том, что здесь закладывается фундамент умений учиться. И если будет сделано так, что школьная учеба станет для ученика не простым и тягостным отбыванием уроков, а частью его жизни, жизни интересной и духовно насыщенной, то соответственно повысится и мера воспитательного влияния школы на ребенка.

Исходя из этого, для изучения в начальной школе выделены такие образовательные области: язык, математика, природа, человек, общество.

В начальной школе дети должны овладеть техникой чтения, навыком правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения, познакомиться с лучшими образцами отечественной и зарубежной детской литературы, некоторыми произведениями классической литературы, включенными в круг детского чтения. В результате у школьников развиваются некоторые навыки читательской деятельности, интерес к литературе, нравственные и эстетические чувства. Процесс обучения русскому языку направлен на развитие устной и письменной речи школьников в единстве с развитием их мышления. Усвоение грамматических знаний и формирование орфографических навыков способствует развитию умений грамматически правильно, содержательно, интонационно выразительно высказывать свои мысли в устной форме и орфографически верно передавать их на письме.

Начальный этап охватывает довольно широкий курс сведений, относящихся к разным сторонам языка. У детей развивается речевой слух, формируются умения и навыки правильной, содержательной, образной, яркой речи, вырабатывается осмысленное отношение к основным элементам языка (звуку, слову, предложению). В процессе усвоения элементов грамматики и правописания у детей развиваются умения анализировать языковой материал, сопоставлять, группировать и обобщать его, находить главное, осуществляется умственное и речевое развитие.

Объектом изучения математики являются пространственные формы и количественные отношения действительного мира. Задачами математики являются: формирование у детей представления о натуральных числах и нуле; выработка прочных вычислительных навыков; ознакомление с геометрическим материалом; формирование первичных навыков объяснения своих действий и развитие соответствующих речевых умений. Поэтому начальное математическое развитие включает в себя умения наблюдать и сравнивать, сопоставлять, анализировать; проводить простейшие обобщения и объяснять их на новых конкретных примерах; развитую математическую память и речь.

Формирование прочных вычислительных навыков проводится в тесной взаимосвязи с развитием математического мышления детей, с развитием их познавательной самостоятельности, С этой целью вводятся задания логического, учебно-познавательного характера, нацеливающие детей на проведение наблюдений, сравнений, анализа, что ведет к установлению причинно-следственных связей и закономерностей, способствует осознанию практической значимости операций сравнения и анализа.

Важной проблемой при изучении математики является проблема возбуждения и развития познавательного интереса ребенка. Традиционно эта проблема решается средствами занимательности в обучении (использование математических ребусов, нестандартных задач и заданий). С этой целью в школе проводятся математические олимпиады, интеллектуальные игры и турниры, направленные на развитие как познавательного интереса, так и других интеллектуальных способностей детей.

Что касается других образовательных областей, таких как природа, человек и общество, здесь необходимо достигнуть обогащения социального опыта школьника, формирования нравственно-этических установок, создание эрудиционного фона, общей культуры школьника, формирования речевых умений и навыков.

Также одним из важнейших моментов в начальной школе является проблема здоровья детей, как физического, так и психического. Поэтому необходимым является проведение профилактики у детей нарушений осанки, зрения, опорно-двигательного аппарата, предупреждение детского травматизма, создание здоровой психологической атмосферы для каждого ребенка. В Белорецкой компьютерной школе огромное значение придается здоровью детей, с этой целью дети активно занимаются физической культурой и спортом на ежедневных физкультурных занятиях, участвуют в соревнованиях по разным видам спорта, посещают дополнительные спортивные секции.

Деятельность учителей БКШ на уроках направлена на развитие творчества, самостоятельности учащихся, вовлечение каждого из них в процесс взаимного сотрудничества.

Учителя добиваются, чтобы процесс обучения был радостным, интересным и в то же время обеспечивал глубокое усвоение учебного материала. При организации и проведении уроков учителей беспокоят сегодня не только вопросы, направленные на формирование знаний, умений и навыков младших школьников, но и всякого рода формы работы, связанные с активным воздействием учебного материала и процесса его усвоения на формирование личности ребенка.

Вторая ступень среднего образования (5-8 классы)

Основные задачами обучения, воспитания и развития в данный период:

- Формировать произвольное, устойчивое внимание, требовать от учащихся умения сосредоточиться на сути происходящего на уроке и активно участвовать в уроке. Это одна из наиболее сложных и важных психолого–педагогических задач потому, что от этого зависит успешность дальнейшего обучения.

- Учить приемам запоминания, воспроизведению материала как в устной, так и письменной форме. Особое внимание уделять краткости, ясности и точности изложения. Это достигается согласованными требованиями учителей, взаимодействием в этой работе с родителями и учащимися и созданием такой атмосферы, при которой ученики сами заинтересованы запоминать, кратко и ясно излагать изученный материал.

- Организовывать ситуации, а также уроки – консультации, где дети задают заранее подготовленные вопросы учителю, а он на них отвечает. Следует иметь в виду, что такие уроки могут проходить успешно только тогда, когда учитель оставляет детям часть вопросов, над которыми они некоторое время вынуждены думать самостоятельно. Обучение не должно сводиться к сплошным ответам учителя на незаданные вопросы. В то же самое время требуется учить школьников задавать вопросы к месту и ко времени. Очень плохо, когда ученики перебивают учителя или своих товарищей тогда, когда им захочется.

- Целенаправленно проводить работу по обучению школьников работе с учебниками и другими источниками информации, а также учить работать в текстовом и графическом редакторах.

- учить на уроках выделять и записывать главное. Учителю желательно основные положения, идеи, иллюстрации аккуратно оформлять на доске и учитывать при этом различную скорость письма у детей, давать возможность самым медлительным из них сделать необходимые записи в тетрадях. Учитель должен видеть перед собой некий запретительный знак «не торопись»;

- приобщать школьников к созданию собственной библиотечки, в которой помимо основной учебной литературы могут входить словари, справочники, энциклопедии, атласы и т. д.;

- учить ценить время, учить своевременно включаться в выполнение любой работы, организовывать и во время завершать. Нести ответственность за выполненную работу. Учить методам самоконтроля – невозможно при выполнении классной или домашней работы сделать все без ошибок, ошибки делают все. Важно научиться находить и во время исправлять их;

- учить видеть красивое не только в природе или изобразительном искусстве, но и в теориях, идеях, методах и задачах;

- учить детей ставить перед собой новые задачи. Например, ежедневно запоминать определенное число новых слов по английскому языку, быстрее вводить информацию в компьютер, освоить новый редактор, прочитать новую художественную книгу, отжаться большее число раз на уроках физкультуры и др.;

- учить корректному общению со школьниками, учителями и родителями, так как от этого зависит настроение человека, его подключению к общему ритму работы, выполнение коллективных заданий, определят отношение к нему других людей;

- учить доброжелательному отношению к младшим школьникам и уважительному отношению к старшим во время принятия и сдачи зачетов;

- помочь выбрать каждому свое место во внеклассной деятельности с учетом способностей и интересов.

Третья ступень (10-11 классы).

Основные задачи воспитания старших школьников:

- правосознание и уважение к закону: поскольку в современном обществе меняются разнообразные законы, положения, налоговый кодекс, а не знание закона не освобождает от ответственности, поэтому для нормального существования необходимо как можно раньше привить уважение к закону и желание его изучать. Тем более, что современные школьники и студенты часто выезжают за рубеж (учеба, стажировка, экскурсии). Молодой человек, находясь в другой стране, должен уважать и выполнять законы страны, в которой находится;

- необходимо побуждать школьников к постоянному и заинтересованному изучению мировой истории и религии, независимо от принадлежности к тому или иному вероисповеданию, формировать уважительное и терпимое отношение к людям различных религиозных взглядов;

- воспитывать уважительно отношение к традициям и обычаем среды обитания;

- учить анализировать происходящие в обществе явления с исторической и логической точек зрения;

- побуждать учащихся к изучению своего характера и формированию его;

- пропагандировать достойное общение к противоположному полу, несмотря на то, что электронные средства массовой информации демонстрируют образцы хамского, развязного отношения с другим полом и людей друг с другом;

- целенаправленно формировать из старших школьников будущих родителей, учить умениям разрешать цивилизованно конфликты;

- воспитывать бережное отношение к природе, вникать в суть происходящих явлений природы;

- учить созидать и обосновано осуждать тех, кто разрушает ее или предлагает планы, ведущие к ее уничтожению;

- организовывать экскурсии на производство и на уроках использовать увиденное;

- организовывать туристические походы (в том числе и многодневные), учить приспосабливаться к трудным условиям, преодолевать лень и усталость, вырабатывать самоконтроль, учить ориентироваться на местности;

- не грубить, а, наоборот, делать комплименты;

- учить хорошим манерам (к примеру, учить всех красиво танцевать) и организовывать концерты хоровой музыки и песни, учить слушать, переживать (а кто пожелает и петь).

Основные задачи в области обучения

Несмотря на все реформы в системе образования резко изменяться оно не будет. Школа консервативна, и это скорее полезно, чем вредно. Революции здесь не нужны. Замечательное высказывание есть у одного из крупнейших французских ученых Э.Бореля по поводу реформы образования: "Если бы сторонники реформы поняли хорошо, что всякая перемена вредна в период ее осуществления, и если бы консерваторы согласились, что разумное изменение становится полезным через некоторое время после того, как оно войдет в жизнь, и что преподавание не может оставаться навеки неизменным, тогда, может быть, эти противоборствующие течения могли бы помириться на медленной, осторожной и мудрой эволюции".

Научно методический руководитель БКШ - заслуженный учитель РФ, лауреат Государственной премии, лауреат премии имени Крупской, кавалер медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени Роман Григорьевич Хазанкин считает что, расставляя акценты на модернизации процесса обучения в БКШ нужно обратить внимание вот на что:

1) Обучение в школе должно быть личностно-ориентировано.

Последовательно проводя идеи личностно-ориентированной педагогики, в центр внимания ставится индивидуальность каждого ученика. Подобно тому, как врач лечит больного, а не болезнь, учитель учит конкретного ученика, а не конкретному предмету. Очеловечивание образования связано с уважением к личности воспитанника, формированием у него самостоятельности, установлением гуманных, доверительных отношений между ним и воспитателем. Одним из благотворных следствий этого процесса является замена учебно-дисциплинарной модели взаимодействия педагога и воспитанника личностно ориентированной, утверждающей ценность личности ребенка и отвергающей манипулятивный подход к нему.

Р.Г. Хазанкиным введён принцип проведения школьного урока, который называется принципом четырех "СО". А именно урок – это: СОтрудничество,

СОпереживание,

СОрадование,

СОзидание.

В системе новых отношений учитель-ученик педагоги школы воспринимают учеников именно такими, какие они есть. Каждый ученик – хороший! Работа ведется с учеником и оценивается он не в сравнении с другими, а в сравнении с самим собой, с тем, каким он был вчера, неделю, месяц назад. И если при этом ученик прогрессирует, его обязательно поощряют. Многие годы в школе используется именно такой подход.

2) В реформировании обучения должен реализовываться культурологический подход.

Культура – это все, что создано человечеством, это продукты материального, интеллектуального и духовного труда, опыт социальных и межличностных отношений, опыт взаимодействий с окружающим миром, опыт созидания, поведения, деятельности. Содержание образования человека – элементы культуры, присвоенные этим человеком. Культура в этом плане выполняет как бы две функции: с одной стороны это источник формирования содержания образования, а с другой стороны, культура – часть среды обитания человека, с которой должна быть установлена определенная система отношений.

В данной связи можно отметить, что путь от "культуры полезности" к "культуре достоинства" еще не пройден. Весьма условно мозаику культур в ходе человеческой истории психолог А.Г.Асмолов располагает у двух полюсов – полюса полезности и полюса достоинства. Тяжелые довоенные и послевоенные годы резко сдвинули чашу весов в сторону полюса полезности. Это было время конструирования административно-командной системы управления обществом людей-винтиков единого безликого механизма.

Культура, ориентированная на полезность всегда стремится к самосохранению без каких-либо изменений. До тех пор, пока культура ориентирована на отношения полезности, а не достоинства, в ней урезается время, отводимое на детство, старость не обладает ценностью, а образованию отводится роль социального сироты, которого терпят постольку, поскольку приходится тратить время на дрессуру, подготовку человека к исполнению полезных служебных функций.

Иное дело культура, ориентированная на отношения достоинства. В такой культуре ведущей ценностью является ценность личности человека.

3) Для разрешения противоречия между стремлением расширить (в соответствии с быстро нарастающими динамизмом и сложностью жизни современного человека) границы познаваемого в школьные годы мира с реальными возможностями ученика и школы необходимо разделить содержание обучения на три концентрические сферы: 1 – сфера знаний, умений и навыков; 2 – сфера понимания; 3 – сфера представлений.

Суть – в следующем. В первую сферу входит предельно жестко отобранный материал, содержащий:

а) сведения, минимально необходимые для уверенного продолжения учебы на последующих этапах в школе;

б) материал, необходимый для грамотного поведения и ориентации в современном мире для практической жизни.

Эта часть содержания образования должна быть посильна для всех и твердо усвоена.

Сфера понимания шире и сложнее для усвоения. Задача учителя – стремиться к усвоению материала в этой части, но требования к учащимся здесь менее жесткие. По сравнению с имеющимся содержанием, сфера понимания должна быть существенно компактнее. Это может быть сделано за счет освобождения будущих курсов от архаичного материала, второстепенных деталей, за счет элиминации разделов, единственное убедительное назначение которых – подготовка к вступительному экзамену в вуз, после которого все может быть благополучно забыто.

Кроме того, немалые резервы кроются в методической системе обучения: это наглядность, прозрачность идей, четкость и компактность изложения, современные средства обучения.

Назначение сферы общих представлений – демонстрация научной картины мира и истории ее создания. В ходе знакомства с этой сферой ученик в сжатые сроки проходит немалую часть пути, пройденного человечеством, переживая заново историю познания, драму идей и драму людей. Основной стиль изложения – стиль лучших образцов научно-популярной литературы, красочных научно-популярных фильмов, убедительных экспериментов, реальных и мысленных. Это в первую очередь "рассказы и показы", благодаря которым "на пальцах" и с помощью средств визуализации демонстрируются как изящные миниатюры, так и нетривиальные крупные идеи.

Особое место начинают занимать информационные технологии, которые становятся не просто средством обучения, а приучают ученика жить в информационной среде, приобщают к информационной культуре.

Для эффективной реализации изложенных подходов предполагается:

- организовать с 9 по 11 классы профильное обучение по двум направлениям. Первое, естественно-математическое направление, в рамках которого реализуется углубленное изучение математики, физики, информатики. Второе направление -гуманитарное, в рамках которого реализуется углубленное изучение гуманитарных предметов и информатики;

- приобщать всех школьников к исследовательской деятельности в выбранной ими области, организовать и регулярно проводить ежегодные конференции, на которых школьники представляют в виде докладов и рефератов, пакетов программных средств результаты своих исследований;

- расширять возможности участия учеников БКШ в различных сетевых соревнованиях и международных конкурсах и турнирах.

Некоторые особенности обучения в БКШ

Налаживание связей школа - ВУЗ

БКШ осуществляет целенаправленную подготовку учащихся в вуз. Многие ученики выпускных классов становятся студентами по результатам вузовских олимпиад, либо по итогам тестирования. Для правильного выбора вуза, факультета, специальности ученики выпускных классов на уроках психологии проходят специальное тестирование и консультирование по результатам тестирования, организуются встречи школьников со студентами различных вузов – выпускники предыдущих выпусков. На этих встречах студенты рассказывают школьникам о требованиях и особенностях вступительных экзаменов, о студенческой жизни, о новых перспективных специальностях, о преподавателях. Несколько раз в году для работы со школьниками приглашаются ученые из различных вузов, которые в течении одной, двух недель включаются в учебный процесс школы, читая школьникам различные спецкурсы и общаются с ними в не формальной обстановке.

Посещение таких спецкурсов педагогами БКШ является одной из интересных форм повышения квалификации непосредственно в школе. Замечательно то, что довольно часто на основе материалов спецкурсов появляются на свет учебные пособия для школьников и студентов, которые пользуются спросом у педагогов и школьников.

Оправдывает себя и практика заключения договоров о сотрудничестве с вузами Башкортостана и МГУ. Необходимо в ближайшее время расширить эту деятельность и придать ей системный характер. Преподаватели БКШ имеют большой опыт в работе со студентами педвузов, которые проходят практику в БКШ. Студентам предоставляются прекрасные условия проживания и питания на период педпрактики и обеспечивается квалифицированное профессиональное руководство со стороны педагогов школы. Практически всегда складываются добрые взаимоотношения между школьниками и практикантами. Многие студенты во время педпрактики выполняют курсовые и дипломные работы, при написании которых используют опыт педагогов БКШ.

Таким образом, налаженные связи: «школьник – студент», «студенты – учителя», «ученые вуза – школьники», «ученые вуза – учителя школы» – благотворно влияют на всех и способствуют развитию школы, профориентации учащихся. А это, в свою очередь, дает возможность вузам получать заинтересованных и прекрасно подготовленных студентов.

Школьный сайт может помочь в решении проблемы организации исследовательской деятельности школьников, так как оперативная связь позволяет привлечь студентов, аспирантов и преподавателей вузов(хорошо знающих условия и традиции БКШ) к руководству исследовательской деятельности школьников. Одна из ближайших задач добиться того, чтобы каждый ученик десятого и одиннадцатого класса БКШ реально участвовал в выполнении хотя бы одного проекта.

Школы в летние каникулы

Начиная с 1989 года в школе проводятся летние предметные школы: математические, экономические, математико и физико–компьютерные школы, школы английского языка. К работе с учениками привлекаются преподаватели из разных регионов России. Каждый из этих преподавателей разрабатывает авторские программы и методику работы с учениками. Летние школы пользуются известностью и в Белорецк ежегодно приезжают школьники из разных городов России. Не возможно переоценить пользу этих школ в обучении детей.

Во первых, летние школы – это возможность для ученика в каникулы вернуться к изучаемым предметам и изучать их не «вглубь» а «вширь». То есть, расширить свои представления о предмете, что помогает возникновению ещё большего интереса к предмету.

Во-вторых, возможность поучиться у других преподавателей и посмотреть на предмет с несколько иной точки зрения, нежели на уроках.

В-третьих, это ещё и возможность общения с людьми, сверстниками, увлеченными данным предметом, что тоже служит хорошим примером и заинтересовывает учащихся занятиями по предмету.

Кроме того, параллельно летние школы решают задачи по организации отдыха, досуга детей, а так же воспитательные задачи.

Воспитательная работа в школе.

ЦЕЛЬ:воспитание на основе гуманистических, общечеловеческих ценностей образованной, всесторонне и гармонично развитой, самостоятельно мыслящей личности, способной творчески подходить к решению различных задач, готовой к дальнейшему обучению в высшей школе.


Основными задачами БКШ области воспитания провозглашены:

1. Создание максимально благоприятных условий для:

- умственного,

- нравственного,

- эмоционального,

- физического развития.

2. Развитие творческих способностей и творческого мышления в урочное и внеурочное время.

3. Воспитание интернационализма, расовой и религиозной терпимости, уважения прав личности

4. Воспитание нового гражданина своей Родины и родного Башкортостана. Формирование зрелой личности (воспитание доброжелательности, уважения к окружающим, ответственности за свои поступки).

5. Воспитание внутренней культуры и приобщение к прекрасному.

6. Совершенствование педагогического мастерства классного руководителя, способного компетентно и результативно заниматься воспитательной деятельностью учащихся.

7. Создание в школе работоспособного органа самоуправления.

8. Налаживание товарищеских отношений между учениками разных классов по параллели и вертикали.

9. Общение, обучение и воспитание учеников БКШ выпускниками школы.

10. Просветительская работа с родителями, привлечение их к сотрудничеству и помощи в школьной воспитательной работе и активному участию в школьных мероприятиях.

В БКШ создаются максимально благоприятные условия для всестороннего полноценного развития личности ребенка. Родители учащихся БКШ, характеризуют школу как большой дом, куда детям всегда хочется идти, в котором живет большая, разновозрастная семья с едиными целями и направлениями работы. Об этом же не раз писали и говорили средства массовой информации как города, Республики Башкортостан, так и России.

Обстановка школы, домашний уют оформленных кабинетов и рекреаций школы несут функции эстетического воспитания ребенка. Он приобщается к прекрасному, понимает ответственность за сохранение этой обстановки школы. Реализуется и направление трудового воспитания. Ежемесячно проводятся генеральные уборки и субботники на которых учащиеся наводят порядок и чистоту на закрепленной за каждым классом территории. Кроме того, дежурные ежедневно убираются в закрепленных кабинетах.

Большое количество внеклассных мероприятий, в том числе и с участием родителей не только организуют досуг детей, но и носят воспитательный и обучающий характер. Так на подготовке к школьному «Осеннему балу» в 5-6 классе многие ученики впервые окунаются в интересный, грациозный и величественный мир бального танца. К 11 классу многие ученики уже довольно уверенно чувствуют себя на паркете танцевальной площадки. Не редки случаи, когда и в ВУЗе наши выпускники продолжают заниматься танцами, признаваясь, что путевку в танцы они получили именно на школьном балу.

Особое место в воспитательной работе занимает физическая культура и спорт. В школе работают секции баскетбола и волейбола, учащиеся школы занимают призовые места во всех видах спорта, культивируемого в городе. По всем разделам программы проводятся внутри школьные соревнования.

Через спорт к здоровью, через физическую культуру к самосовершенствованию – вот девиз юных спортсменов БКШ. На уроках физкультуры и в спортивных соревнованиях ученики учатся преодолевать трудности, которые могут возникать и в жизни, укрепляют характер. Именно в командных видах спорта у воспитанников БКШ имеются наивысшие достижения. А ведь умение «играть в команде» так необходимо в повседневной работе и жизни.

К физкультуре во внеклассной работе привлечены почти 100% учащихся БКШ, исключение составляют только полностью освобожденные от уроков по состоянию здоровья ученики. Нередки случаи, когда учащиеся даже принадлежащие по состоянию здоровья к специальной медицинской группе постепенно переходили в основные группы.

Важное место в воспитательной работе занимает привлечение учащихся к поддержке школьных команд по спортивным играм. Именно на этих матчах сплачиваются ребята, у них возникает ощущение единства, гордости за свою школу.

Кроме уроков и секционных занятий ученики БКШ часто ходят в походы, охотно участвуют в школьных состязаниях и многочисленных "днях здоровья". Летом для всех желающих в течение всего июня по будням дням проводятся утренние разминки - тренировки с принятием водных процедур в виде купания в городском пруду.

Наряду со спортивными, развлекательными и учебными мероприятиями в школе проводятся различные интеллектуальные игры, что способствует развитию у ребенка эрудиции и творческого мышления.

В школе не возникает и никогда не возникало проблем с национальным или расовым вопросом. Дети воспринимают любого человека без оглядки на его происхождение, вероисповедание и национальность. Каждый человек воспринимается, прежде всего, как личность не зависимо ни от каких показателей.

Воспитание патриотизма у молодёжи задача не простая, но очень важная. Научить любить свою Родину, уважать её правительство, законы, политический курс. И если в начальной школе очень сложно представить понятие Родина в масштабе всей страны, педагоги школы на классных часах, в беседах с детьми, при посещении музеев сначала прививают ученикам любовь к родной школе, городу. И уже позже в средней школе плавно подводят к тому, что школьники начинают ощущать себя гражданами большой могучей и сильной страны – своей Родины.

Уже на входе в БКШ, сама обстановка школы, её оформление, убранство, пусть не богатое, но очень уютное и со вкусом подобранное, всё это уже несет в себе элементы эстетического воспитания, а балы, вечера, литературные чтения и другие школьные мероприятия делает воспитательную работу в этом направлении более полной. Кроме того, в школе работают студии эстетического развития, в этом году открылась студия бальных танцев. Эстетическое воспитание ведется на ярких примерах мировой художественной культуры. Таким образом идет формирование внутренней культуры ученика и приобщение его к прекрасному.

Классные руководители БКШ постоянно совершенствуют своё педагогическое мастерство давая открытые уроки, работая со специальной литературой, занимаясь самообразованием. Поэтому все внеклассные мероприятия, проводимые в школе, становятся всё более профессиональными, практически отсутствуют серьезные конфликты между детьми, а мелкие проблемы оперативно решаются в рабочем порядке.

В школе создан и уже три года работает орган самоуправления - Совет школы, который состоит из представителей каждого класса, начиная с 5-го. В его компетенцию входит участие в разработке плана внеклассных развлекательных мероприятий, контроль выполнения общественных поручений, помощь в проведении внеклассных дел.

В БКШ всего 11 классов. Поэтому идет большая работа по налаживанию товарищеских, доброжелательных отношений между учениками в вертикалях и параллелях. Так во время баскетбольных и футбольных соревнований ученики 6-8 классов создают разновозрастные сборные, а старшеклассники соперничают с девятиклассниками. Так же старшие ребята проводят различные мероприятия, вечера, утренники для младших классов (5-й класс для начальной школы, 11-й класс, для средней т.д.). Итогом таких вертикальных связей как раз и становится появление доброжелательной домашней атмосферы в школе.

Даже после выпуска бывшие ученики не теряют связи со школой. Специальным письмом они информируют школу о своих успехах в обучении уже в стенах ВУЗа, присылают напутствия ученикам, варианты вступительных экзаменов. Помогают в проведении профессиональной ориентации учащихся. В летнее время студенты –выпускники БКШ работают в летних школах в качестве вожатых.

Школа строит свои взаимоотношения с родителями на договорной основе. При заключении этих договоров разработаны права и обязанности школы и родителей. Если школа в первую очередь призвана обеспечить высокий уровень преподавания школьных предметов и воспитательной работы, то родители обязаны, прежде всего, создавать условия для успешной учебы, выполнения домашних заданий и требований школы.

Родители учеников БКШ должны регулярно посещать родительские собрания, получать своевременно информацию о школьной жизни своих детей и оперативно реагировать на нее, согласовывая свои действия с педагогами школы.

Родителям следует занять активную позицию в наблюдении за интеллектуальным ростом детей, изменениями в их поведении, в привычках, приоритетах, образе жизни и вовремя реагировать вместе с учителями школы планировать адекватное взаимодействие с детьми.

Родители принимают участие в организации и проведении трудовых дел, походов и экскурсий, в спортивных мероприятиях, школьных праздниках, в подготовке и проведении выпускных вечеров.

Традиционными стали летние и осенние походы в живописнейшие места Белорецкого района: г. Иремель, Малиновая, Курташ, Айгир; на водопад Атыш. При поддержке родителей устраиваются стационарные палаточные лагеря для отдыха и туристической подготовки учеников младших классов. В этих лагерях учителя и родители учат ребят основам туризма: ориентированию на местности, рубке дров, вязанию узлов, правильной укладке рюкзака, правилам разбиения лагеря. Обычно такие лагеря устраиваются недалеко от города, чтобы родители после работы могли приезжать к детям, активно участвовать в спортивных и подвижных играх, петь у костра и передавать свое умение своим детям и их одноклассникам. Такие лагеря не только несут большой эмоциональный заряд и помогают сплочению коллектива детей и родителей, но и дают необходимые жизненные навыки, которые пригодятся детям в дальнейших серьезных походах и повседневной жизни.

Нередко родители учащихся школы выходят на спортивные площадки как в роли товарищей по команде, так и в роли соперников. Традиционными стали встречи команд родителей разных классов с командами учителей в волейболе, футболе и баскетболе. Такие игры любимы всеми участниками и болельщиками, так как позволяют не только насладиться игрой, но и личным родительским и учительским примером привлечь детей к активным занятиям физкультурой и спортом.

Активное участие принимают родители и в школьных вечерах. Они помогают детям подготовить маскарадные костюмы, поставить сценку и даже танец. Ежегодно для мам и бабушек начальной школы коллектив учителей и детей устраивает праздничный концерт к 8 марта.

Еще одно совместное дело педагогов и родителей - работа по профориентации школьников. Ежегодно родители организуют ознакомительные экскурсии для учеников старших классов на предприятия города. Приходят в классы, рассказывают об особенностях своей профессии.

Именно такая система-треугольник: родитель – учитель – ученик, дает максимально высокие результаты в воспитательной работе. Педагоги школы, основываясь на богатом опыте работы справедливо считают, что только объединив усилия трёх вершин этого треугольника возможно достижение желаемого результата в воспитании учащегося БКШ.