Белорецкая компьютерная школа 
филиал ЧОУ "Уральский РЭК" 
Настоящий сайт не является официальным  сайтом организации  

Волшебная вертикаль (о работе компьютерной школы)

Нелегкое дело

«Два месяца болит от вас голова: увидел свою профессию в новом свете. Вашем свете…» – так написал об уроках учителя математики, лауреата Государственной премии Р. Г. Хазанкина один из участников семинара, который проводил белорецкий учитель для преподавателей математики всей страны.

А у Романа Григорьевича «болит» она с того самого времени, когда еще в 70-е создавал свою первую «вертикаль» – математические классы сначала в 20-й, а потом в 14-й школах. И «болит» не от того, что не удавался тот или иной урок – с этим проблем было меньше, а потому, что учителя всегда волновала судьба одаренных ребят. Потому, что не мог он мириться с равнодушием взрослых к детям. И не мирился. И находил эти свои таланты.

Его летний лагерь труда и отдыха, научное общество учащихся, уроки-лекции, система зачетов, КВН, математические бои, олимпиады, турниры дали свои результаты. Его ученики успешно выступают в международных математических турнирах городов, становятся победителями открытых математических первенств столиц, едут в Америку…

Когда же появилась у учителя эта идея «вертикали»? Сам он считает тогда, когда, будучи студентом, работал тренером по плаванию. Когда писал планы для каждого ученика. Когда понял, что и индивидуальная работа с каждым ребенком невозможна без шефства старшего над младшим.

Десятки учеников Р. Г. Хазанкина окончили престижные вузы страны, работают в науке, а один из них – Константин Возий – стал лауреатом премии имени С. П. Королева раньше, чем получил Государственную премию его учитель.

Они никогда не теряли связи с Белорецком, со своим учителем, с новыми учениками: читали им лекции в летней математической школе, принимали зачеты. А в прошлом году у некоторых появилась возможность вернуться в родной город работать: в Белорецке открылась компьютерная школа. И вновь во главе этого нового дела – Р. Г. Хазанкин: осуществилась его мечта о школе нового типа, где каждый день – физкультура, где ребята углубленно изучают английский, занимаются ритмикой, изобразительным искусством, знакомятся с историей мировой художественной культуры, работают с компьютерами. Здесь занимаются дети с первого по одиннадцатый класс, кроме, пока, среднего звена.

Волшебная вертикаль Хазанкина заработала по новому. Сейчас он старается понять, как можно соединить занятия наукой с гуманитарным образованием. Считает, что музыки один раз в неделю мало, мечтает о школьном театре, о том времени, когда ребята будут свободно общаться на английском…

Город передал школе здание бывшего УПК. Начинать пришлось с нуля. Чтобы нормально жить – нужна столовая. Над этой проблемой коллектив бился полгода, сейчас в школу завозят буфетную продукцию, с марта работники ОРСа металлургов обещают горячее питание.

Чтобы ежедневно вести уроки физкультуры – нужен спортзал, в который перестраиваются сейчас бывшие в УПК учебные мастерские. Чтобы настелить там пол, надо было привезти доски, подготовить их. А постоянный коллектив учителей школы – 10 человек. Но они не жалуются, вместе делают, что могут.

Недавно пригласили в школу председателя исполкома горсовета И. Ф. Васютина, его заместителя Ю. И. Юрочкина, попросили помочь с приобретением мебели, которую трудно купить, со стройматериалами для строительства интерната, грузовой машиной.

Попросили. Но и пообещали. Пообещали построить гостиницу-общежитие, где разместятся и квартиры учителей, где будут жить способные ребята, приехавшие учиться в школу со всего района.

Но это дело будущего. А пока… в школе нет даже своей мебели. И вот что интересно: миллиардер из Штатов подарил этой новой школе пять компьютеров, внес солидную денежную сумму на её развитие, а директор магазина мелкооптовой торговли города так и не нашел времени встретиться с учителями школы, как-то помочь им, а в итоге детям.

Полгода закупали здесь оборудование для столовой…

Сейчас остро стоит вопрос со строительством интерната. Коллектив школы с благодарностью говорит о помощи председателя горсовета И. Ф. Васютина, БМК, о том, что строители делают, что могут. Но вопрос со стройкой решается сегодня однозначно: найдет город возможность выделить 100000 штук кирпича и вагон цемента – она не замрет до подхода материалов, нет – строительство остановится.

Нелегкое дело в нелегкое время начали Р. Г. Хазанкин и его коллеги. Но разве ему привыкать?

Много лет назад, когда его ученики только начинали любить математику, на одном из педсоветов в школе № 20 ему устроили суд. Преподаватель военного дела обвинил учителя в подрыве обороноспособности страны, потому что на уроках военного дела ребята… решали задачи. Нашлись и те, кто с ним согласился.

Но остальные встали на сторону Хазанкина, а B. Г. Козлов сказал при этом: «Я был бы счастлив, если бы мои ученики занимались немецким на других уроках…».

Для Хазанкина тот педсовет закончился месяцем в кардиологии.

Откуда было знать тому военруку, что жизнь все расставит на свои места. Те мальчишки, что не переставали решать задачи и после звонка, немало уже сделали для своей Родины: звания кандидатов наук и премии имени Королева зря не дают.

«Пилотная» в компьютерной

В большом зале-коридоре второго этажа школы собрались и ребята, и учителя, и студенты-практиканты. Звучат песни 50-х годов. Исполняют их солисты академического хора Дворца культуры и техники под руководством C. Михайлова: А. Ахметзянов, С. Хазанкина, М. Коннов и другие.

Уроки закончились. Суббота. Многие остались на этот концерт. Учителя вспомнили, а ребята узнали песни И. Дунаевского, М. Блантера.

Компьютерная школа – школа нового типа, школа, которая проходит сейчас свое становление. Здесь хотят вырастить детей физически и духовно развитых, культурных.

Наконец, здесь очень хотят, чтобы детям было интересно учиться. Здесь создается новая технология образования.

Белорецкая компьютерная – первая ступень Уральского регионального экспериментального учебно-научного комплекса, открывшегося в Башкирии. Вторая ступень – вуз, третья – послевузовское образование.

Это новое учебное заведение учреждено пайщиками: совместным норвежско-советским предприятием, благотворительным фондом «Профессионал», Уфимским авиационным институтом, Белорецким металлургическим комбинатом, Министерством народного образования Башкирии.

– Цель комплекса, как сказал его ректор Р. Г. Хазанкин, – вырастить высококлассных специалистов, культурных, грамотных людей, умеющих видеть проблематику, ставить задачи, решать их.

Модуль высшего образования осуществляется в Уфимском авиационном институте по специальному учебному плану, утвержденному Гособразованием СССР для соответствующей специальности.

Первенцами вузовской ступени РЭКа стали 25 тщательно отобранных студентов. Условия учебы для них иные, чем для обычных студентов. Средства РЭКа позволяют повысить оплату преподавателям всех трех ступеней, установить именные стипендии отличившимся студентам.

Немало средств вложил РЭК и в Белорецкую компьютерную школу. На ее базе начал работу региональный центр новых информационных технологий. В стране 32 таких центра.

Центр будет заниматься обучением преподавателей региона, учителей тех школ, которые будут участвовать в проекте «Пилотная школа».

Суть его – приход в школу новых информационных технологий, когда преподавание любого предмета немыслимо без компьютеров, когда учитель-непрофессионал в области программирования легко и быстро использует компьютеры для создания контролирующих, обучающих, показательных уроков.

Это новый мощный инструмент в руках учителя. А все для того, чтобы повысить у учащихся тягу к знаниям. Есть интерес к компьютерам – появится и интерес к уроку.

Один подобный урок мне удалось увидеть в компьютерной школе. Это была конференция-отчет одиннадцатиклассников о проделанной работе. Этот интегрированный урок напоминал и физику, и математику, и информатику. Ребята защищали свои варианты решения задач, составляли свои программы для компьютеров, которые помогали в решении, а потом составят «библиотеку» школы.

Вели конференцию Юрий Сергеевич Хомяков и Игорь Анатольевич Копылов, бывшие ученики Хазанкина.

«Красная Шапочка» и… Копылов

Впервые задачи-сказки кандидата технических наук И. Копылова я увидела в субботней школе учителей начальных классов, очередное занятие в которой вели И. А. Копылов и Р. Г. Хазанкин. А слышала о них еще в летней компьютерной школе. Они рассчитаны на развитие логического мышления у детей. На первый взгляд простые, заставляют думать, рассматривать различные варианты решений.

Почему сказки? Потому что действуют в задачах Красная Шапочка, Али-Баба, жадные медвежата и другие герои любимых сказок. Кстати, накануне юбилея научного общества учащихся в школе был объявлен конкурс на лучшую задачу-сказку и среди ребят. Очень интересные задачи придумали они.

Все это, несомненно, для того, чтобы было интересно учиться. А наличие компьютеров предоставило и другую возможность: сделать электронный «сборник» задач. Подготовили такую программу И. А. Копылов и директор школы А. А. Зайцев, который «рисовал» на экране героев сказок. Александр Александрович занимается созданием новой технологии образования.

Директор БКШ Александр Зайцев.jpg
Директор школы А. А. Зайцев и ученицы первого класса Настя Попова и Инна Сычева решают задачи-сказки

В школе стремятся использовать возможности компьютерной техники как можно шире, но принцип один: это средство обучения, а не развлечения. Над решением этой задачи работают преподаватели-программисты В. Н. Смоляной, Е. А. Илларионов, инженер-программист Л. Х. Файрушина.

На месяц-два поработать в школу приезжают и другие выпускники Р. Г. Хазанкина: Ю. С. Хомяков, М. А. Горелов, С. Ю. Мазур, которые читают лекции, создают программное обеспечение. Каждому из них есть что передать, рассказать ребятам. Дал согласие приехать преподавать в школу и К. Возий, участвующий в подготовке запуска комплекса «Буран-Энергия».

Их немного, кто не побоялся уйти от привычного к новому. И. Ю. Жукова, завуч школы, ведет математику, В. И. Саттаров – английский язык. Очень тепло отзываются в школе об учителях рисования В. Н. Балякине, физкультуры В. Л. Пухове. Психологию ведет здесь С. А. Хазанкина. Химию, географию, литературу по совместительству – Г. В. Вавилова, 3. Д. Сухова, Л. И. Персидская.

Есть в школе и лаборатория Башкирского института усовершенствования учителей по обобщению опыта работы Р. Г. Хазанкина, где трудятся А. Е. Копылова. Н. Ю. Жукова, С. А. Хазанкина. Его уроки записываются на дискеты, магнитофоны, есть уже свой фильм об учителе.

Много делает для школы и зам. директора по хозяйственной части Н. В. Шишкин.

Наверное с помощниками Роману Григорьевичу повезло. Сам он считает, что всем им цены нет. Все они удивительно понимают его и друг друга: начал одни – подхватывает другой, подключается третий. Главное – что все делают одно большое дело. Ему и его коллегам и ученикам всегда есть, о чем поговорить, чем заняться: они – единомышленники.

Как сказал директор школы А. А. Зайцев, компьютерная школа Белорецка – тропинка, по которой идет самое современное общение ребят со своими сверстниками в стране, в мире, окно в новое, что дает возможность и для развития преподавателей.

…Только что группа ребят вернулась из Америки. Учащиеся школы принимают участие в пробном проекте «Времени терять нельзя» по проблемам окружающей среды, в различных математических конференциях, состязаниях, олимпиадах.

Это сейчас. А есть еще мечты о спортивном, инженерно-лабораторном комплексах и многом другом. Пусть и они сбудутся.

Источник:
Булавина, Т. Волшебная вертикаль : [о работе компьютерной школы] / Т. Булавина. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 1991. – 26 февраля. – С. 1, 2.